Формула Квинтилиана Кто сделал?.. Что сделал?.. Вопрос «кто сделал» - начальная фраза формулы, хорошо известной каждому новостному журналисту. Эта формула носит имя своего автора, талантливого римского ритора Квинтилиана. Учитель красноречия – профессия, успешно канувшая в прошлое. Впрочем, не бесследно. Современная новостная журналистика безмерно благодарна римскому оратору Квинтилиану за его неоценимый вклад в свою теорию. Формула Квинтилиана – это сгусток вопросов, очерчивающих контуры такого понятия, как «новость». Следует заметить, что не каждому событию «суждено» дорасти до новости. Для того чтобы в результате своей работы журналист мог получить такой итоговый продукт, как «новость», необходим определенный оперативный повод. Значимость оперативного, или информационного, повода нельзя недооценивать, поскольку это - головная часть события. Где?.. Какими средствами?.. Важность ответа на эти вопросы неоспорима, ибо каждая новость предпочитает обрастать конкретикой. Советская пресса определяла весомость каждого отдельного факта, отталкиваясь от задач партийной пропаганды. Творческий подход автора к анализу социальных фактов был необходим в идейных целях: материалы, публикуемые редакциями, не должны были служить простыми информационными «слепками». Факты, выхваченные из действительности, не содержали довеска обобщений и выводов. Но редакторы, работая над подборкой публикаций, обязаны были осознанно относиться этому процессу. Негласным девизом того времени было правило «партийной информации – идейную основу». Зачем?.. Как?.. Когда?.. Факты и идеология не всегда удачно стыковались, и поэтому теоретическая часть нуждалась в определенных корректировках и уточнениях. В оборот привычно вошли несколько туманные формулировки о структуре информации – душой информации общепризнанно считалась новизна, а факту была уготована роль ее сердца. Со временем информация незаметно шагнула на новую для себя территорию, приобретя статус политической категории. Факты растеряли свою случайность, поскольку агитация и партийная пропаганда взяли на вооружение информационные методы. Каждая информация сильна таким акцентом, как новизна. Современные исследователи уверены, что новости – это не зеркальное отражение разнообразных по величине и значимости социальных фактов. Если, окинув цепким взглядом действительность, журналист останавливает свой взгляд на том, что навязчиво, как бы само собой, лезет ему в глаза – значит, он нашел то, что искал. Умелый отчет, полученный путем профессиональной обработки такой информации, даст нам такой организационный результативный продукт, как новости.